Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя»

 

  

   Главная

   О центре

   Новости

   Учебный отдел

   Методический отдел

   Информационно-технический отдел

   Лаборатория инноваций

   Наша новая школа

   Год учителя

   Нормативные документы

   Олимпиады и творческие конкурсы

   ЕГЭ

   ФГОС

Переход на БУП 2004 года

   Конкурс "Педагог года"

   Приоритетный национальный проект "Образование"

  Страничка директора ОУ

Страничка заместителя директора по УВР

   Наши издания

 

 

 

 

 

План работы РМО учителей географии и экологии 2011-2012

Библиотека по географии

Критерии оценки качества обученности

Критерии оценки качества образования по географии учащихся

Коммуникативные технологии

Классификация педагогических технологий

План работы районного методического объединения учителей географии и экологии на 2013 – 2014 учебный год

Приказ "О проведении  районной  эколого-краеведческой конференции «Мой край -  вчера, сегодня, завтра"

Приказ "О результатах районной эколого-краеведческой конференции учащихся"

 

Интернет

Practika-Google-1

Practika-Google-2

Из опыта работы преподавателя химии Дубровиной Т.Е.

Участие учителей Раменского района во Всероссийском съезде учителей

Корунская Н.Н. "Технология эффективного применения деятельностного подхода в обучении".

План работы районного методического объединения учителей химии и биологии Раменского района на 2013-2014 учебный год

Краеведение - важнейшая составляющая часть школьного курса географии

Новикова Я.Э., зав. учебным отделом МЦ

Краеведение как новое научное направление возникло еще в начале XX в. Оно оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений,  климата и т.д.). Основной целью краеведения является  комплексное изучение определённой местности (края, города, села, деревни), т.е. соединение сведений природоведческих, исторических, искусствоведческих и других. В этом краеведение ближе всего к географии, ведь сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. В отличие от краеведения география, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства. А главная замечательная особенность и сила краеведения в том, что это "воспитывающая наука", которая учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах.

В школьном курсе географии краеведческому направлению уделяется  большое внимание. Особенно эффективно использование краеведческого материала при изучении курса «География России» в 8-9 классах. Темы курса, посвященные изучению природных компонентов (рельеф, климат, внутренние воды и др.), отраслей хозяйства или отдельных регионов, можно завершать изучением краеведческого материала, на примерах местных, известных учащимся объектов.

Одной из интересных краеведческих тем является тема «Народные промыслы». Она может изучаться в разделе «Хозяйство России» после изучения отраслей промышленности, в разделе «Регионы России» или в региональной части «География Московской области». Цели изучения темы:  выяснить, какие промыслы и почему получили развитие в родном крае, показать их красоту и значение. Раскрывая тему необходимо определить само понятие «промысел», изучить информацию о наиболее известных промыслах Московской области и своего края, выяснить  географию размещения и причины появления  данных промыслов.

Работу учащихся можно организовать на уроке в парах или в группах, предложив для изучения картографические, иллюстративные, справочные материалы. Итогом работы может быть общая характеристика промыслов в виде систематизирующей таблицы. Также можно изучить данную тему в рамках внеклассной работы с учащимися. Результатом  работы может быть создание проекта.

Нижепредставленный материал поможет учителю в подготовке урока, мероприятия или проекта по теме «Народные промыслы».

«Обеднели мы красотою. Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое» - писал Николай Рерих, известный русский художник, философ, писатель, путешественник. Сегодня, в XXI веке, очень хочется опровергнуть эти слова. Ведь Россия всегда отличалась своей самобытностью от других стран. И одной из ее отличительных особенностей являлись народные промыслы. Их красота и сегодня неповторима, она вызывает радость и  чувство гордости за свою страну и свой народ.

Поскольку мир народной культуры окружал человека с раннего детства, то он естественно определял его «среду обитания» и эстетическое воспитание. Вырастая среди русской материальной культуры (жилище, одежда, пища, утварь) и усваивая русскую духовную культуру (обычаи, православные традиции, правила поведения, сказки, легенды и многое другое), человек чувствовал свою принадлежность к великому народу – и ответственность за продолжение славных традиций предков. Сохранять искусство народных промыслов – значит сохранять связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Работу с учащимися можно начать с опроса о том, что они знают о народных промыслах (знакомо ли понятие «народные промыслы»,  что такое народные промыслы, какие народные промыслы известны в Московской области, в своем родном крае  и др.).  Как правило, большинство учащихся на вопрос «Знакомо ли вам понятие «народные промыслы?» отвечают утвердительно. При этом на вопрос «Что такое народные промыслы?» большинство учащихся отвечают «не знаю» и только некоторые отвечают, что это «занятия народа, хозяйственная деятельность» или что-то другое. На вопрос «Какие народные промыслы вы знаете в Московской области, в своем родном крае?» учащиеся перечисляют в основном хозяйственные виды деятельности: торговля, выращивание цветов, овощей, рыболовство, скотоводство, охота, кузнечное дело, резьба по дереву и камню, вышивание. Бывают ответы «не знаю».  И только некоторые учащихся называют конкретные названия («Гжель», «Жостовские подносы» и др.). В целом опрос показывает, что учащиеся мало знают о народных промыслах своего родного края.

Что же такое «промысел»? Слово промысел  в русском языке связано с глаголами промышлять, промыслить – т.е. добыть средства для жизни  («промыслить себе пропитание»). Похожее объяснение и в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля. «Промысел» определяется как «способ добычи, умение и средство для жизни, для заработков». Народными промыслы стали называться позже, потому что создавались умельцами и мастерами из народа.

Чем же промышляли в Московской области? Среди народных промыслов Московской области особенно интересны художественные промыслы - это разные виды декоративно-прикладного искусства. Мастера создавали художественные изделия, которыми можно не просто любоваться, но и использовать в быту. Это домашняя утварь: кухонная и столовая посуда, предметы для хранения и переноски вещей и продуктов (сундуки, корзины и т.д.), мебель, одежда и ткани, орудия труда, игрушки, различные украшения. В качестве сырья для изготовления таких изделий использовались древесина, ивовые прутья, лоза, береста, соломка, металл, кость, глина, кожа.

Организуя работу учащихся с литературными источниками информации можно предложить им собрать краткие сведения о наиболее известных народных промыслах Московской области: Павлово-Посадских платках, Хотьковской резьбе, Жостовских подносах, Федоскинской миниатюре, Сергиево-Посадской игрушке, Клинской елочной игрушке и др.

Павлово-Посадский платок. История Павлово-Посадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Кроме эстетической ценности платки обладают также широчайшим практическим применением. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы. Изначально  мастера расписывали платки вручную. На рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно- и двухсторонними. Павлово-Посадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (полевые, садовые, розы, лилии), в центре - небольшие гирлянды. Также используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли - декоративный орнамент каплевидной формы). Изначально Павлово-Посадский платок  представлял собой элемент национального костюма. Со временем  он получил более широкое применение.

Хотьковская резьба. Русский художественный промысел резьбы по дереву и кости в Подмосковье, в г. Хотьково. Изготовление изделий из дерева развивается в русле традиций так называемой абрамцево-кудринской резьбы (формировалась в конце XIX - начале XX вв. в усадьбе Абрамцево и д. Кудрино). В орнаментальной отделке применяется трёхгранно-выемчатая, контурная, скобчатая резьба; используются морение разных тонов, вощение; обыгрывается сочетание полированного рельефа с матовым фоном (ковши, солонки, ложки, шкатулки). Косторезное производство началось с образования в 1947 артели «Народное искусство» (позднее одноимённая фабрика, объединённая в 1970 с существующей с 1960 Хотьковской фабрикой резных художественных изделий). В обработке кости (преимущественно цевки) используются техники рельефной, ажурной, а также объёмной резьбы, сочетающейся с узорной гравировкой (броши, ножи для бумаги, декоративные экраны, миниатюрная скульптура).

Жостовские подносы. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (1825 г.) братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Секреты лаковой  росписи по металлу  передавались мастерами из поколения в поколение. Каждый мастер жостовской росписи привносил в рисунок свой штрих, от которого рождался новый цветок, новый сюжет. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Федоскинская лаковая миниатюра. Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере в три-четыре слоя - замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (детальная проработка), лессировка (моделирование прозрачными красками) и бликовка (завершение светлыми краскам). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Изделия украшаются «сканью» (кусочки фольги выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка), «шотландкой» (сетка, нанесённая жидкими красками) и др.

Сергиево-Посадская игрушка. О возникновении игрушечного промысла в Сергиевом Посаде существует несколько легенд. По одной из них, игрушки делал сам основатель монастыря - Сергий. По другой, начало игрушечного промысла приписывают человеку по прозвищу «Татыга»: он был, вероятно, юродивым. Однако эти легенды ничуть не подтверждены. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. К концу XVIII века изготовление игрушек в Сергиевом посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот! Рост товарного значения игрушки привел к выделению наиболее ходовых видов, среди которых первое место заняли игрушечные кони.

Клинская новогодняя игрушка. Первые стеклянные елочные шары начали выдувать в Саксонии в середине XIX века. Потом появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья. В России первое елочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова. И вот уже более 150-ти лет здесь выпускают стеклянные игрушки, изготовленные ручным способом. Ёлочная игрушка - это застывший выдох стеклодува. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. И помнить, что стеклянная заготовка - это будущая часть новогодней сказки. Клинская фабрика производит разнообразные новогодние елочные украшения, среди которых традиционные шары, гирлянды и наборы из них, сказочные персонажи, матрешки и самоварчики, причудливые шишки и простые подвески-сосульки, каскады ярких многоцветных бус и фигурки, выполненные в виде свободного и формового дутья.

Собранная информация о промыслах Подмосковья может быть систематизирована в таблицу, в которую  включаются следующие пункты: название промысла, расположение (район, населенный пункт), время возникновения, выпускаемые изделия, сырье, используемое для изготовления изделий, особенности внешнего вида, особенности изготовления и др.

Почему же именно эти народные промыслы стали развиваться в нашем Подмосковном крае? Для ответа на этот вопрос необходимо организовать работу учащихся с картографическими источниками информации с целью анализа карты Московской области, на которой  отмечены главные центры наиболее известных народных промыслов.

Можно заметить, что многие из центров сосредоточены  рядом друг с другом. Например, производства художественного фарфора (Дулевский, Гжельский фарфор) на юго-востоке области, производства по обработке дерева (Богородская резьба, Абрамцево-Кудринская резьба, Сергиево-Посадская матрешка) на северо-востоке, производства по художественному плетению - на западе, производство росписи по металлу - на севере.  И еще -  центры промыслов  расположены  вокруг города Москвы. Можно предположить три причины  такого размещения центров промыслов:

1. Не очень плодородные земли Подмосковья.   Действительно, в Подмосковье почвы (дерново-подзолистые) гораздо менее плодородны и земледелие не столь доходно, как на юге. Кроме того, период полевых работ занимает менее полугода, а чем же заниматься в остальное время? Жители вынуждены были зарабатывать себе на жизнь другими занятиями.  Одна часть крестьян зимой уходила на заработки в города (это называлось отходничество), другая часть занималась несельскохозяйственными промыслами. Широкое развитие несельскохозяйственных занятий у сельских жителей способствовало их культурному развитию, расширяло кругозор. В дальнейшем, в годы индустриализации это помогло им (и их детям) быстро освоить городские профессии, стать квалифицированными работниками в промышленности и в других отраслях.

2. Наличие нужного сырья.   В Московской области для изготовления изделий промыслов есть в наличии  сырье: глина для производства фарфора и керамики, древесина для производства игрушек, шкатулок и других изделий, прутья и лоза для плетения корзин и мебели, металл для производства подносов и т. д.

3. Удобный сбыт продукции.  Город Москва - крупный рынок сбыта продукции во все времена. Продавались изделия народных промыслов на ярмарках. Для этого использовались транспортные пути (не зря говорили, что все дороги ведут в Москву). 

Информацию о народных промыслах можно найти в различных литературных и картографических источниках, в словарях, энциклопедиях, учебных пособиях и ресурсах сети Интернет:

·         в словаре русского языка С.Ожегова  и толковом словаре В. Даля даются определения понятий «промысел», «промышлять» и т.д. 

·         в иллюстрированном и энциклопедическом сборнике «Созвездие Московского Меридиана. Подмосковье - Москва. 850» Евдокимова С.А. и др. даются сведения о природе и о традиционных народных промыслах Подмосковья.

·         в учебнике «Мое родное Подмосковье» Греханкиной Л.Ф. рассказывается о развитии  кустарно-ремесленного   производства  Подмосковья и его современном состоянии. Даются описания народных промыслов, их художественной и культурной ценности.

·         в учебном пособии «Москвоведение. Край наш Московский: история, природа, современность»  даются сведения о наиболее известных народных художественных промыслах, об особенностях традиционных занятий сельских жителей Московского края.

·         в атласе Московской области представлена информация о размещении центров промыслов.

·         в ресурсах сети Интернет можно найти статьи об истории развития промыслов и ремесел  Подмосковья, их расположении, используемом сырье, о внешних особенностях производимых изделий.  

Знакомство учащихся с промыслами родного края поможет им глубже узнать о национальных традициях, культуре своего народа, края, лучше понять современное искусство, развить вкус для самостоятельной оценки явлений культуры  сегодняшнего дня. Ведь возрождая, умножая и поддерживая традиции в народных промыслах, мы сохраняем самобытность своего народа. Не случайно президент России В.В. Путин  сказал: «…народные промыслы - глубинная и очень мощная корневая система нашей культуры, способная питать своей творческой энергией все новые поколения».

Районная эколого-краеведческая конференция учащихся
«Мой край вчера, сегодня, завтра»

29 марта 2013 года в Раменском муниципальном районе прошла ежегодная районная эколого-краеведческая конференция учащихся. Традиционно ее организацией занимается Комитет по образованию, методический центр «Раменский дом учителя» и Управление по охране окружающей среды и природопользованию.

В этом году участников торжества радушно приняла Гимназия №2. Сотрудники гимназиипрекрасно организовали встречу участников и подготовили кабинеты для заседания секций.

Торжественное открытие конференции, взволнованные лица ребят и их руководителей, предвкушение честной борьбы и интересных обсуждений – вот что занимало умы минимум двухсот раменчан в утренние часы 29 марта. 

В качестве гостей конференции присутствовали сотрудники Раменского историко-художественного музея Маргарита Федоровна Пуколкина, старший научный сотрудник, и Елена Юрьевна Покусаева,  лектор-экскурсовод, а также Игорь Вячеславович Манохин, начальник отдела экологической безопасности Управления по охране окружающей среды и природопользованию.

Работа на конференции происходила по следующим номинациям: две секции научно-исследовательских проектов «Краеведение» (7 работ) и «Экология» (10 работ), конкурсы агитбригад (7 команд), видеороликов (7 работ), фотографий (14 работ) и плакатов (14 работ). Таким образом, была обеспечена возможность поучаствовать всем желающим ребятам – даже из самых дальних школ района, где ведение исследовательских работ затруднено.

На объявлении результатов все члены жюри отмечали высокий уровень представленных работ, активное участие в их подготовке ребят разного возраста (со 2 по 11 класс). Школьники продемонстрировали отличную подготовку к представлению и защите своих научно-исследовательских работ, незаурядный талант к выступлениям и мастерское владение современными компьютерными технологиями даже сверх школьной программы.

В каждой секции были определены победитель и два призера.

Аплодисменты победителям:

- конкурс плакатов: ученик 7 класса МОУ Новосельская ОШ - Сироткин Сергей,

- конкурс фотографий: ученица МОУ Кузяевская  ОШ -  Симонова Яна,

- конкурс агитбригад: учащиеся 7-8 классов МОУ СОШ №11,

- видеоконкурс и презентации: ученик МОУ Ильинская СОШ №26 – Государев

  Владимир,

- конкурс исследовательских и проектных работ:

секция «Краеведение»: ученица 9 класса МОУ Клишевская СОШ №12 - Садовник Анна.

секция «Экология»: ученик 10 класса МОУ СОШ №22 п. Дубовая роща - Николаев Михаил.

В заключение выступила ученица МОУ СОШ №11 п. Дружба с очень красивой песней «Мама», а также ребята-пятиклассники из Раменской СОШ №21 - с прекрасно исполненной постановкой в стиле брейк-данс.

В работе конференции приняло участие 28 школ: 158 учеников и 76 учителей района – и мы надеемся, что в следующем году заинтересовавшихся историей нашего края и его современным экологическим состоянием станет еще больше! 

 

 

Галацуцкая Е.И., Новикова Я.Э., Тишкина А.Г.,
организаторы конференции,
методисты МОУ МЦ «Раменский дом учителя»

Отчёт о проведении районного турнира «Юный географ».

21 февраля 2013 года был проведён районный турнир «Юный географ».

         Цель проведения турнира:

1. Развитие познавательных интересов школьников в области географии.

  Пропаганда географических знаний и формирование стимула к их приобретению.

2.Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации.

3. Мотивация педагогов школ на индивидуальную работу со способными и одарёнными обучающимися.

              В турнире приняли участие учащиеся 6 классов из 37 ОУ.

Общее количество участников – 222;

Учителей – 49, из них сопровождающих -37, членов жюри – 12.

 Организаторов  турнира из числа старшеклассников – 41;

Организаторов – педагогов – 8.

               Турнир проходил в один тур по группам:

1 группа – место проведения РСОШ № 21. Приняли участие 7 школ.

Победитель – команда МОУ РСОШ № 5, учитель географии Басова Елена Валентиновна.

Призёры: команда РСОШ № 21, учитель географии Забаева Людмила Константиновна.

                   Команда РСОШ № 8, учитель географии Звенигородская Ольга Генадьевна.

2 группа – место проведения Дергаевская СОШ № 23. Приняли участие 7 школ.

Победитель – команда Раменской гимназии, учитель Новикова Мария Григорьевна.

Призёры: команда РСОШ № 1, учитель Деркачёва Татьяна Владимировна.

                   Команда СОШ № 22 пос. Дубовая роща, учитель Клементьева Ольга Кузьминична.

3 группа – место проведения Удельнинская гимназия. Приняли участие 7 школ.

Победитель -  команда Удельнинская гимназия, учитель Точилин Владимир Дмитриевич.

Призёры:  команда Удельнинской СОШ № 34, учитель географии Дереш Екатерина Викторовна.

                    Команда Ильинской СОШ № 26, учитель географии Водопьянова Любовь Салытбаевна.

4 группа – место проведения Константиновская СОШ. Приняли участие 7 школ.

Победитель – команда Ломоносовской  школы – пансиона, учитель географии Фёдоров Павел Павлович.

Призёры: команда Чулковской СОШ № 20, учитель географии Антонова Марина Васильевна.

                   Команда Островецкой СОШ , учитель географии Овчарова Марина Евгеньевна.

5 группа – место проведения Ново – Харитоновская СОШ № 10. Приняли участие 4 школы.

Победитель – команда Ново – Харитоновской СОШ № 10, учитель географии Фортальнова Нина Николаевна.

6 группа – место проведения Кратовская СОШ № 28. Приняли участие 5 школ.

Победитель – команда Кратовской ОШ № 27, учитель географии Кудина Татьяна Сергеевна.

Призёры:  команда Новосельской ОШ, учитель географии Павлова Елена Леонидовна.

                    Команда РСОШ № 6, учитель Бесполитова Ирина Константиновна.

Не приняли участие : Заворовская СОШ, Ульянинская СОШ, Ганусовская СОШ, Софьинская СОШ, Зюзинская ОШ, Кратовская ОШ № 98, Родниковская СОШ № 32.    

 Оргкомитет выражает благодарность руководителям ОУ  Карповой Л.В., МОУ СОШ № 21,  Яковлевой Е.В., МОУ Дергаевская СОШ№ 23, Арюлиной Н.А., Удельнинская гимназия, Симоновой Г.А., Константиновская СОШ, Малкиной В.А., Ново – Харитоновская СОШ № 10, Лайко Г.А., МОУ Кратовская СОШ № 28,  обеспечившим оптимальные и безопасные условия для проведения Турнира. 

Методист-консультант  Галацуцкая Е.И.

 

 

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе


В современном постиндустриальном информационном обществе образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях. Образование не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места,  а становится важнейшим средством и ресурсом становления творческой личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ1 -компетентность.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Содержание ИКТ-компетентности учителя географии включает несколько уровней по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.

1 уровень ИКТ-компетентности:

•    знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»);
•    уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами;
•    оценивать, отбирать информацию из электронных источников;
•    осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.

2 уровень ИКТ-компетентности:

•    извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами;
•    уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
•    знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями» ).

3 уровень ИКТ-компетентности:

•    эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося (например, 1С «Школа 4.0») и т.д.);
•    уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;
•    уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);
•    организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.

С обширным перечнем географических цифровых учебных материалов имеющихся на CD- или DVD-дисках можно познакомиться на сайте методической лаборатории географии МИОО (http://geo.metodist.ru ) в разделе «ИКТ на уроке» - рубрика «Цифровые образовательные ресурсы» - страница «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии». Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии (см. 1 уровень ИКТ-компетентности), важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи. 

Благодаря федеральным проектам быстро развиваются порталы с образовательными ресурсами для среднего образования.  

Например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)   формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий. 

Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Они должны обеспечить потребности как учителя, который загружен работой и стремится использовать готовые разработки, так и творческого педагога-методиста, самостоятельно планирующего уроки и разрабатывающего отдельные учебные материалы к ним. Материалы коллекции должны помочь учащимся, не только освоить образовательный минимум, зафиксированный в стандарте, но и мотивировать их к самостоятельному освоению знаний, углубленному изучению предмета, к расширению собственной эрудиции. 

Приведем примеры некоторых географических ресурсов, доступных в Единой коллекции:

•    УМК «Общественная география современного мира» (автор - В.Н. Холина) . Комплекс содержит информационные объекты, которые можно использовать на различных этапах изучения материала как в качестве контрольных, так и в качестве информационных блоков. В состав объектов включены многоуровневые тестовые задания, задания для организации дискуссии, интерактивные задания по моделированию различных ситуаций по изучаемым разделам.

•    Коллекция «Интерактивные модели по географии» включают мультимедийные обучающие ресурсы по темам: «Природа Земли и человек», «Материки и океаны, народы и страны», «География России», «Экономическая и социальная география мира» .

•    Географические обучающие модели , которые способствуют овладению способами ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи. Географические модели способствуют пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года.

    Полный перечень материалов по географии (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещён по адресу http://school-collection.edu.ru.
    Отдельно следует отметить тематическую коллекцию "Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли", разработанные коллективом сотрудников Института космических исследований РАН.

    Данные космического мониторинга могут служить основой для проведения факультативных и углубленных занятий. Картографический материал школьных атласов дает общее представление о географических объектах, процессах и явлениях, а использование материалов ДЗЗ в зависимости от их пространственного разрешения и тематики, позволяет существенный расширить перечень источников географической информации. В коллекции изображения Земли из космоса специально подобраны для демонстрации особенностей, динамики, географии изучаемых географических явлений и объектов. Так,  используя ресурсы ДЗЗ, можно проследить сезонные изменения на примере территорий в северном и южном полушариях, выявить специфику развития отраслей сельского хозяйства на какой-либо территории.  

В дальнейшем, получив опыт работы со специально подготовленными для учебной работы космоснимками, учащиеся смогут самостоятельно использовать новые источники географической информации на основе космических снимков, таких как Google Планета Земля и Карты Google.    

Картографические сервисы2   Google, также созданы на основе изображений высокого разрешения поверхности нашей планеты из космоса. Именно это решение позволило реализовать фотокарту всей нашей планеты доступную с любого компьютера, имеющего подключение к Интернету. Подобные проекты не единственные. Можно назвать Live Search Map   от Microsoft вместе с Bing Maps 3D (Virtual Earth 3D), Map of the World   на сайте Encarta .

Сегодня мы имеем два вида наиболее популярных сервисов: Карты Google (Google Maps) и Google Планета Земля (Google Earth), особенность которых заключается в следующем:

•    очень высокая подробность картографических изображений,
•    возможность использовать экспорт географических данных т.е.:

o    использование на собственном сайте,

o    создание точенных, линейных и площадных объектов с последующим их сохранением и передачей;

•    отображение большого количества дополнительных данных на картах (фотографии, видео, энциклопедические статьи, исторические карты, погода и др.).

Таким образом, географические сервисы Google являются как источником географической информации, так и инструментом, позволяющим нанести на имеющуюся основу свои объекты.

Сравним Карты Google и Google Планета Земля для выяснения сходства и различий.

 Карты Google

 Google Планета Земля

Адрес в Интернете: http://maps.google.ru

Адрес в Интернете: http://earth.google.com/intl/ru/  

 

 

Технические особенности использования

Карты загружаются в любом браузере (программе для просмотра интернет страниц) по адресу http://maps.google.ru . Необходима установка дополнительных программ для просмотра трехмерных изображений территории.

Программу Google Планета Земля необходимо загрузить из Интернета на компьютер по адресу http://earth.google.com и установить.

Иллюстративные возможности сервисов

•    фотокарты всей поверхности суши,
•    фотографии пользователей сервиса Panoramio.ru, привязанные к определенным точкам местности,
•    энциклопедические статьи http://ru.wikipedia.com

 

Трехмерные модели территории и дна Мирового океана. Веб-камеры, круговые панорамы, видеофрагменты, метеорологические сведения, обозначение и названия орографических объектов, и много-много других данных…

Возможность экспорта данных, коллективной работы

Все объекты создаются непосредственно на серверах Google и доступны всем пользователям Интернет. Возможно коллективное редактирование карты.

 Данные (создаваемые точечные, площадные и линейные объекты) сохраняются только на компьютере пользователя, но их можно экспортировать в файл формата .kml и переслать по почте или выложить на сайт.

На сайте методической лаборатории географии МИОО размещены учебно-методические материалы по освоению программы картографических сервисов Google:

•    Практикум. Часть 1. Начало работы с Google Планета Земля. Установка Google Планета Земля на Ваш компьютер.
•    Практикум. Часть 2. Навигация в Google Планета Земля.
•    Практикум. Часть 3. Изображения Земли из космоса в теме «Реки» (6 класс).

    Таким образом, картографические сервисы Google являются не только важным источником информации с пространственным поиском по фотокарте, но инструментом организации коллективной работы учащихся.
    Особое внимание учителей привлекают возможности электронных картографических программ. В конце 2006 года выпущена серия «Мультимедийные цифровые наглядные картографические пособия» (здесь же можно скачать демонстрационный образец физической карты мира). Практика преподавания показывает, что наиболее востребованной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности в изучаемом материале. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя слои карты «Электроэнергетика России», такие как «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов на территории нашей страны.
    Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. Можно выделить три основных вида работы непосредственно с электронной картой:

•    работа со слоями карты;
•    работа с дополнительным материалом (информация о географических объектах «привязанная» к карте);
•    использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д. 

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты. 

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии). 

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). 

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). 

Следует отметить, что в 2009 году поступили в продажу новое картографическое пособие для школы – «Интерактивные карты по географии + 1С:Конструктор интерактивных карт». Данный программный продукт позволяет учителю создавать насыщенные интерактивными объектами карты, схемы и задания (на основе карт) самостоятельно, без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики. Конструктор позволяет:

•    отредактировать готовую карту - исправить, дополнить, создать аналогичную;
•    быстро подготовить новую демонстрационную карту, контрольное или тренажерное задание.

Аналогично заданиям, выполняемым на контурных картах. «Конструктор карт» основан на добавлении к картографической подложке объектов, параметры которых (местоположение, форму, цвет и другие) должен будет воспроизвести учащийся, выполняющий задание. При необходимости может выдаваться подсказка. Проверка правильности выполнения задания осуществляется программой автоматически.  

Опыт использования на уроке цифровых образовательных ресурсов показывает, что творческий учитель постепенно переходит от применения готовых материалов к собственным разработкам чаще всего на основе презентационных технологий (см. 2 уровень ИКТ-компетентности). В такой ситуации резко возрастают требования к профессиональной компетентности учителя, поскольку педагог становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов. С опытом разработки цифровых материалов к уроку можно познакомиться на страницах сайта методической лаборатории географии МИОО (http://geo.metodist.ru) в разделе «ИКТ на уроке» - рубрике «Опыт применения ИКТ на уроке» .
На сайте лаборатории размещаются материалы дистанционного обучающего семинара (в разделе «ИКТ на уроке»), где учителя, активно использующие ИКТ в своей практике, делятся опытом создания собственных материалов на основе широко спектра современных технологий. 

Появление многих ресурсов и инструментов ставит перед учителями определенные задачи по их внедрению в учебный процесс, что, несомненно, приведет к обогащению и расширению педагогической практики.

Начиная использовать ИКТ на уроке, как правило, учителя используют цифровые образовательные ресурсы по предметам на компакт-дисках, которые имеются в школе или в продаже. Далее - следующий этап – компиляция материалов дисков и ресурсов Интернет с помощью программ для составления презентаций3. Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже опробованы на уроке (хороших обучающих ресурсов для уроков не много), и единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в Интернет. Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только источник дополнительного географического содержания, но и главнейший источник коммуникации. На 3 уровне ИКТ-компетентности деятельность учителя предполагает организацию работы учащихся на основе компьютерных сетей, как наиболее эффективной технологии обмена информацией. 

С 1999 года в Интернете существуют ежегодные дистанционные обучающие олимпиады (ДОО), в рамках которых происходит соревнование между школьными командами на лучшее знание предмета, методический семинар для учителей по обмену опытом преподавания, фестиваль проектных, исследовательских работ школьников. 

Дистанционные обучающие олимпиады в данном случае рассматриваются как пример технологии организации совместной деятельности группы учащихся (школьной команды) и учителя-предметника на основе простейших коммуникационных сервисов Интернет. Взяв за основу методику проведения дистанционных олимпиад, можно организовать проектную деятельность учащихся как в рамках одного класса, так и мероприятие в котором принимает участие несколько классов или несколько школ. 

Методическая лаборатория географии является координатором Дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ) с 2000 года. В 2008-09 учебном году уже прошла девятая олимпиада. ДООГ – общественный проект, поддерживаемый Виртуальным методическим объединением учителей географии (ВМОУГ) и методической лабораторией географии Московского института открытого образования. 

Цели и задачи ДООГ:

•    совместное обучение педагогов и школьников методикам коммуникаций с использованием Интернет-технологий при изучении курса географии в школе,
•    формирование ключевых компетенций учащихся при работе в группе, использованию разнообразных источников географической информации,
•    развитие у учащихся географической любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания,
•    информирование учителей об актуальных методических приёмах и технологиях изучения географии в школе, сетевых информационных ресурсах, стимулирование обмена опытом.

Что же такое ДООГ? Дистанционной олимпиада называется, т.к. участники (обычно это разновозрастные команды учащихся из одной школы) из разных регионов и взаимодействуют между собой и с организаторами олимпиады только через Интернет. Для участия в ДООГе достаточно  электронной почты, возможности доступа к ней 2-3 раза в неделю, но возможность просматривать сайты в Интернет существенно расширит возможности участника. Задания командам пересылаются по электронной почте, таким же образом команды отчитываются о выполнении заданий. Это чрезвычайно важный аспект, т.к. техническое оснащение команды может быть минимальным. Многие школы участвуют в проекте, имея Интернет лишь в кабинете директора.

 Технический аспект важен для понимания того, как сочетаются технологии Интернет с организационно-методическими особенностями проведения сетевых проектов.
В основе работы всех участников олимпиады лежит лист рассылки сообщений электронной почты (см. рис.1) . Такой сервис (лист рассылки) очень легко создать каждому пользователю Интернет4 .

 


В
данной схеме присутствует один существенный минус – архивы почтовых сообщений накапливаются у каждой команды, но нет единой базы данных всех электронных писем участников. Этот недостаток нам помогает преодолеть сервис «Группы Google».  «Группы Google» - абсолютно бесплатная служба, которая позволяет создать:

•    «Главная страница» - обращение к посетителям на главной странице,
•    «Обсуждения» - доступ к архиву сообщений всех участников листа рассылки через веб-страничку,
•    «Страницы» и «файлы» - разделы с возможностью создания файлового архива и веб-страниц.
•    собственно лист рассылки.

С группой Google «Дистанционная обучающая олимпиада по географии» можно познакомиться по адресу http://groups.google.com/group/doog-list?hl=ru.

Открытость всех материалов участников проекта, которые созданы на основе групп Google, с точки зрения методики организации коллективной работы, имеет много положительных моментов: ученики (или группы учеников) имеют возможность сравнить свой уровень с другими, сопоставить требования к выполнению заданий и собственную работу, а ведь это один из главных элементов самообучения.

В ходе сетевого проекта, каждый участник, член команды создаёт портфолио всей команды.
Следует отметить, что дистанционные обучающие олимпиады, как и другие сетевые проекты, не только повышают уровень знаний учащихся, способствуют популяризации предмета, но и развивают универсальные учебные действия, которые так необходимы в современном обществе в работе с различными источниками информации.

В данной статье сделан лишь общий обзор используемых информационно-коммуникационных технологий и ресурсов в преподавании школьного курса географии. Более полная информация о применении ИКТ на уроке географии доступна на сайте методической лаборатории географии (http://geo.metodist.ru ).


[1] Термин «информационная технология» (ИТ) использовался многие годы и обозначает представление в электронном виде, обработку и хранение информации, но не обязательно ее передачу. Термин исторически связан с обработкой данных на предприятии и с централизованными компьютерными услугами. «Информационная и коммуникационная технология» (ИКТ) представляет собой серию действий и технологий, возникающих благодаря объединению ИТ и коммуникационных технологий.
[2] Сервисы Интернет - сервисы, предоставляемые в сети Интернет пользователям, программам, системам. Наиболее распространенными Интернет-сервисами являются:
- хранение и распространение данных: хостинг (размещение) сайтов, фотосервисы, видеосервисы, и др.;
- передача сообщений: электронная и речевая почта, мгновенные сообщения (ICQ, Skype и др.), видеообщение (Skype);
- обработка данных: создание документов, услуги безопасности (например, проверка файлов на вирусы);
- картографические сервисы.
Данный перечень не претендует на полноту, но дает представление о возможностях использования сервисов в Интернете.
[3] Обычно в качестве программы для составления презентаций используется MS Power Point, в последнее время завоевывает популярность OpenOffice.org (в основном за счет бесплатности, см. http://ru.openoffice.org).

[4] В основе технологии проведения ДОО могут лежать и другие сервисы организации коллективной работе в Интернете. Например, олимпиада по биологии использует wiki-технологии, см.
http://letopisi.ru/index.php/Дистанционная_обучающая_олимпиада_по_биологии%2C_2007.htm
 

 

 

rss
Карта