Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя»

 

 

   Главная

   О центре

   Новости

   Учебный отдел

   Методический отдел

   Информационно-технический отдел

   Лаборатория инноваций

  • Экспериментальная и инновационная деятельность

   Наша новая школа

   Год учителя

   Нормативные документы

   Олимпиады и творческие конкурсы

   ЕГЭ

   ФГОС

Переход на БУП 2004 года

   Конкурс "Педагог года"

   Приоритетный национальный проект "Образование"

  Страничка директора ОУ

   Страничка заместителя директора по УВР

   Наши издания

 

 

Инновационная деятельность.

Педагогическая  инноватика -  особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков)

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И.Пригожин)

Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.

Различаются следующие новшества:

                   - по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);

                   - по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);

                   - по масштабности ( локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);

                   - по ресурсоемкости ( объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);

                   - по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества) (В.С. Лазарев)

Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта.

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):

-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

-использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы .

К инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы « от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.

(А.Н. Тубельский )

В качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:

- разрабатывает  или  реализует отличную от общепринятой в большинстве  школ  модель организации жизнедеятельности учащихся;

-разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;

-разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.

Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий):

-наличие соответствующего исследовательского компонента;

-наличие соответствующего проектного компонента;

-наличие соответствующего управленческого компонента.

Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе.

Псевдоновизна  в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях:

-в подстраивании  нововведений под прежние отжившие нормы  («приручение новшеств»);

-в формальной смене названий и вывесок;

-в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений;

-в формальном привлечении в школу титулованных научных руководителей ( «заигрывании с научными структурами»);

-в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб ( методологических, социологических) и формальных экспертных советов.

Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

-изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;

-изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;

-процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;

-изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;

-изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;

-изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;

-изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.

К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:

-авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;

-экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели ( проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;

-поисковые школы с выраженным инновационным  потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».

Инновации в области воспитания:

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.

-Инновационные программы воспитания:

Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;

Целевые программы: «Здоровье»,»Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».

-Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей,

-Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной  траектории.

-Инновационные технологии воспитания:

-национально-образовательные;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы:

-телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

-информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);

-нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон);

-различные варианты школы  полного дня;

-создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы;

-социальное проектирование.                                                                          

                                                                                                               ВИДЫ  ИННОВАЦИЙ

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

ИННОВАЦИИ  В ОБУЧЕНИИ

ИННОВАЦИИ В ПОГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

-Это новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями:

·    Маркетинговые исследования в практике школ;

·  создание системы автоматизации школьного управления;

· создание проблемных групп и кафедр внутри школы;

· создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

· создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

·  введение ваучеров  в системе повышения квалификации.

 

  •  Создание новой управляющей системы., гибкой структуры управления, определение новых структурных взаимосвязей, полномочий ,должностных обязанностей(зам. по  дополнительному образованию, маркетингу, диагностике , менеджер центра платных дополнительных услуг, руководители временных творческих  групп)
  • Переход на проектное управление (проектирование системных изменений в ОУ)
  • Внедрение интегрированных моделей образования, реализующие программы различных уровней    образования. с учетом потребностей обучающихся
  • Государственно -общественное управление  Создание Управляющего Совета
  • Формирование новой организационной культуры школы
  • Информационно - коммуникационное обеспечение деятельности руководителей ОУ    Создание единой информационной  системы управления,, электронной форма ведения школьной документации(дневники) , веб-страницы ОУ
  • Подготовка и переподготовка управленческого персонала ОУ (Организационно--деятельностные игры  управленческих   кадров
  • Разработка системы локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ
  • Мониторинг деятельности ОУ
  • Разработка механизмов управления качеством образования (квалиметрия ,  статистика ,социологические исследования, измерения психического  и физического развития)
  • Сетевое взаимодействие  с муниципальными ОУ

 

 

 

-Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата:

  • Обновление  содержания —введение государственного образовательного стандарта стандартов и БУПа(2004) .Участие в эксперименте по введению федерального государственного образовательного стандарта
  • Разработка образовательной программы школы
  • Введение новых формы организации (регламентации) учебного процесса
  • Внедрение современных педагогических технологий

      Гуманиэация оценочной деятельности 

  • дополнительное образование
  • Формирование ключевых компетентностей
  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс
  • работа с одаренными  детьми и детьми, испытывающие затруднения в обучении
  • Оснащение ОУ учебным и компьютерным оборудованием

 

то новые методики преподавания , новые способы организации занятий, новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменения требований к качеству образования:

-дистанционное обучение;

-создание сетевых структур;

-тьюторство;

-создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп(менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы):

  • Профессиональное развитие педагогических кадров

Развитие профессиональной компетентности администрации(менеджеров)

Формирование профессиональной компетенции учителей

Диагностика потребностей учителей в повышении квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей

Планирование профессиональной карьеры учителей

Обучение учителей основам компьютерной грамотности

Создание проблемных  творческих семинаров, стратегических команд

Подготовка учителей к участию в экспериментальной и инновационной деятельности

Организация системы наставничества

Повышение психологической компетентности педагогов, проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов(актерское мастерство, психодрама.,игровая деятельность

Разработка портфолио педагога

Привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми

Создание компьютерной базы данных о передовом  опыте

Совершенствование форм  материального и морального поощрения, стимулирования педагогов, разработка критериев оценки их деятельности

 

 

                                                                                                               ИННОВАЦИИ

Технологические

Методические

Организационные

Экономические

Социальные

Юридические

Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении ( компьютерные технологии, сеть Интернет )

Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров

Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц ( вопросы комплектования различных классов, групп, способов работы в классах, школьных и внешкольных коллективах)

Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании , мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании

Формы активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики, системы  профессиональной подготовки повышения квалификации работников, системы вознаграждения и оценки результатов труда, улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени; повышение уровня образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности

Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений

                                                               ИННОВАЦИИ

Внутрипредметные

Общеметодические

Административные

Идеологические

Инновации, реализующие внутри предмета, что  обусловлено спецификой его преподавания 

( переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий)

Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе

(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность)

 

Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности

Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций

 

Направления инновационной деятельности

-совершенствование содержания образования;

-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

Создание системы работы с одаренными детьми;

-совершенствование системы управления;

-информатизация образовательного процесса.

 

ДЛЯ самообразования по проблеме «Педагогические технологии»

1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

­            Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);

­            Технология саморазвивающего обучения  ( Селевко  Г.К. );

­            Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

­            Педагогические технологии адаптивной школы;

­            Гуманно-личностная технология  Амонашвили Ш.А.;

­            Игровые технологии;

­            Технологии развивающего обучения;

­            Проблемное обучение;

­            Технологии уровневой дифференциации;

­            Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

­            Коллективный способ обучения.

2. Концепция личностно-ориентированного обучения физике

При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать  естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины.

Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:

- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;

- вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;

- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;

- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные  элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);

- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;

- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;

- большое внимание уделять качественным задачам;

- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;

- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности  и стимулировать ее осуществление;

- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;

- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;

- расширять спектр личностного выбора ученика;

- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

3. Конструирование личностно-ориентированной технологии урока (модель; план-конспект проведенного урока; план- конспект классного часа):

- начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.

- реализация определенной последовательности основных этапов урока.

- проверка того, как достигаются цели.

- подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.

4. Анализ личностно-ориентированного урока (схема анализа урока; анализ проведенных мероприятий):

- подготовка учителя к уроку.

- организация урока.

- содержание урока.

- технологии обучения.

- организация сотрудничества учеников.

- оценочная деятельность учителя на уроке.

- индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия.

- экология урока.

- педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что здесь рассмотрены лишь общие принципы личностно-ориентированного подхода. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения.

Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Литература

1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996

5. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.

Эта Вики-статья содержит ссылки по теме "Педагогические технологии" 

Материал из Википедии, где предствлены различные виды педагогоческих технологий и их описание. 

В помощь учителю, здесь Вы найдете несколько презентаций, связанных с различными технологиями: технологией критического мышления, личностно-ориентированного обучения и т.п. 

Реферат    "Педагогические технологии обучения и воспитания" 

Актуальная тема "Педагогические технологии дистанционного обучения" 

Это интересно! Нооген (педагогическая технология) 

Основные педагогические технологии. Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок 

Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике - замечательный материал для самобразования по теме "Педагогические технологии", а  также можно подготовить различные семинарские занятия на его основе. 

Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания 

Технологии предметной интеграции с ИКТ 

«Hot Potatoes» – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

Технология Интернет-урока. Технологии использования интерактивной доски на уроке.

Концептуальные вопросы дистанционного образования. 

Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. 

Развивающие педагогические технологии - понятие, структура, формы... хороший материал для самообразования и подготовки занятий по данной теме. 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:  к вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т.п. 

Технологии в интегрированном обучении 

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

Технология объяснительно-иллюстрированного обучения , суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

 Технология личностно-ориентированного обучения , направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

Технология развивающего обучения , в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

О  педагогических системах и  технологиях 

Характеристики педагогических технологий -  в педагогическую науку и практику входят и получают свое развитие педагогические технологии. В источниках научного и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий. Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, практиками-технологами позволило получить более полное представление о педагогических технологиях как на методологическом, так и на практическом уровне. 

 Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо" 

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Актуальная тема "Педагогические технологии дистанционного обучения" 

Это интересно! Нооген (педагогическая технология) 

Основные педагогические технологии. Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых

В традиционном обучении система понятий задается для усвоения че-рез формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует же-сткий перечень, что должен знать ученик. В развивающем обучении науч-ные понятия существуют в легком варианте – способе действий.

Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение по-строить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развиваю-щем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать гото-вые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа.

Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах обучения.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуа-ции, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ. 10

При обучении принципу учитель должен выбрать такую задачу, в ко-торой нужный принцип проявлялся бы в простой форме, и учащиеся могли вычленить и зафиксировать его. Принцип выявляется только в результате собственной деятельности детей. Никаким другим способом его нельзя об-наружить, тем более – усвоить. Поэтому метод развивающего обучения за-ключается не в показе, не в объяснении, а в организации собственных дей-ствий учащихся.

Методика регламентирует деятельность учителя. В конечном счете вся традиционная методика представляет собой более-менее систематизи-рованное описание того, что должен делать учитель, а что при этом делают ученики – в задачу этой методики не входит. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в органи-зации учебной деятельности детей.

Всякая деятельность – это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и ор-ганизация их решения. Это, пожалуй, составляет основную специфиче-скую сложность методического аппарата развивающего обучения. Умение поставить задачу, организовать ее решение – чрезвычайно сложная вещь, требующая большой серьезной работы от учителя.

Всякая задача – это какая-то учебная цель, которая должна быть дос-тигнута. Чтобы ее поставить, учитель не может исходить исключительно из темы, он должен найти такой поворот в уже освоенном материале, кото-рый требует нового знания. Тогда оно выступает в качестве цели. Это воз-можно лишь в том случае, если учитель глубоко и точно ориентируется в материале, его внутреннем строении.

Поставленная цель должна быть достигнута ребенком, только тогда она для него приобретает смысл, но достигнута в процессе решения зада-чи. Значит, надо организовывать действия детей: разбить эту задачу на ряд частных простых задач, каждая из которых приводит ребенка к постепен-ному решению основной. В этом заключается основной метод развиваю-щего обучения (постановка учебных задач и организация их решения).

В связи с этим необходим совершенно иной характер взаимоотноше-ний и учителя с детьми, и детей между собой. В традиционном обучении, которое опирается на показ и объяснение, как бы ни строил учитель свои отношения с детьми, в их основе всегда – некоторая авторитарность. Это – отношения руководства: я тебя учу, контролирую и т.д.

Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер диалога – учителя с учеником; Именно в этой совместной деятельности (причем, не только учителя и ученика, но и учащихся между собой) рождается сопоставление точек зрения, анализ, вырабатывается общая позиция. Вместо индивидуальной деятельности, которая из-за необ-ходимости существует в традиционном обучении, здесь деятельность мо-11КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ

Компетентностью называют интегральное качество личности, харак-теризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникаю-щие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», в данном случае, не как «предрасположенность», а как «умение». «Спосо-бен» т.е. «умеет делать». Характеризуя сущностные признаки компетент-ности человека, следует иметь в виду, что они:

- постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требова-ний к «успешному взрослому»); 14  ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организо-вать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);

- имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

- проявляются в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки Себя в конкретной ситуации;

- связаны с мотивацией на непрерывную самообразовательную дея-тельность.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо свя-зан с переходом – в конструировании содержания образования и систем контроля его качества – на систему ключевых компетенций.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выде-лению оснований для классификации компетенций учащихся. Рассмотрим один из таких подходов.

Хуторской А.В. предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:

- ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредмет-ному) содержанию образования;

- общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

- предметные компетенции – частные по отношению к двум преды-дущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уров-не образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Ключевые и общепредметные компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или предметной компетен-ции) и обнаруживается в личностно значимой деятельности (предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной). Нельзя выявить непроявленную компетентность.

К общепредметным компетенциям, формируемым, например, в обра-зовательной области «Естествознание», относятся способности решать проблемы, требующие применения различных фактов или соответствую-щих понятий из различных разделов естествознания, а также понимание обобщенных естественнонаучных понятий и подходов, использование по-нятий и методов из других образовательных областей (например, «Мате-матика»). Общепредметные компетенции должны обладать свойством пе-реноса в другие предметы или образовательные области. 15

Предметные компетенции связаны со способностью учащихся при-влекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.

В документах по модернизации российского образования предполага-ется, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компе-тенций школьников, должны войти информационная, социально-правовая, и коммуникативная компетенции.

В структуре ключевых компетенций, по мнению разработчиков про-екта модернизации общего образования, должны быть представлены:

- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельно-сти, основанной на усвоении способов приобретения знания из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности (вы-полнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. уме-ние анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные про-фессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетенции в бытовой сфере (включая аспекты собственного здо-ровья, семейного бытия и пр.)

- компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

В каждой из принятых ключевых компетентностей возможно выделе-ние трех основных составляющих, подлежащих оценке:

знания и умения в овладении основными понятиями и процедурами данной сферы;

ситуационное поведение, обуславливающее корректные действия че-ловека при возникновении тех или иных ситуаций;

способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций, в том числе самого себя как действующего участника ситуаций (рефлексив-ная составляющая деятельности).

Отдельно будет необходимо оценивать сугубо индивидуальный творче-ский компонент. В этом случае предполагается фиксировать индивидуальные результаты отдельной строкой в документах, выдаваемых выпускнику обще-образовательного учреждения, где указываются творческие успехи.

  Технологии в  интегрированном  обучении 

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1.              Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

2.              Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

3.              Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок." Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, "технология учебно-игровой "деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные  технологии в  интегрированном  обучении , учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия

 

 

 

 

rss
Карта