|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя»
|
---|---|
Новости
Информационно-технический отдел Лаборатория инноваций Олимпиады и творческие конкурсы Приоритетный национальный проект "Образование" Страничка заместителя директора по УВР
|
Испокон века книга растит человека
Привить ребёнку вкус к чтению –лучший
подарок, «Испокон века книга растит ЧЕЛОВЕКА», - утверждает народная мудрость. Социологи и психологи всего мира уверены, что именно чтение формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Помимо духовного обогащения у чтения есть и совершенно прагматическая функция. У читающих правильные книги ребят гораздо реже возникают проблемы с грамотностью (как в письменной, так и в устной речи). Словарный запас после прочтения книги увеличивается в разы. Итак, от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности судьба России, её будущее. Детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала нации. Но, увы, сегодня чтение для многих детей не является жизненной необходимостью, а книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41 место по интеллектуальному развитию молодёжи, тогда как в 50-60 годы занимала 3-е место (Россию называли «духовной лабораторией человечества»!). Исследования показали, что 90% школьников читают не каждый день, 40% не читают вообще. Создаётся впечатление, что мы присутствуем при конце цивилизации читающей. А ведь нечитающий выпускник школы – главный фактор риска современного общества. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как работник, ни как гражданин, ни как защитник Отечества. Вопросов, в связи с этим традиционно два: кто виноват? и что делать? Попробуем понять, кто виноват в том, что современные дети читают меньше, чем их сверстники 20 лет назад. Причинам – несть числа! Это и изменение характеристик информационного потока, и общее ускорение темпов жизни, и смена общественных ценностей… Книга терпит фиаско в борьбе с «ящиками»: вместо того, чтобы читать добрые книжки, дети, уткнувшись в мониторы, играют в стрелялки-убивалки, «чатятся» в социальных сетях, скачивают «прикольные» видеоролики, наслаждаются «шедеврами» канала ТНТ... И всё-таки первопричина проблемы, мне кажется, не в появлении новых информационных технологий, а в том, что происходит с родителями наших детей. Аксиома: когда родители с книгой – дети тоже читают; если родители не читают – дети тоже читать не будут. В нашей, некогда самой читающей стране, выросло поколение нечитающих родителей. Как следствие – изменился стиль отношений в семье. Для того чтобы ребёнок начал увлечённо читать, необходимо сформировать у него интересы, которые можно удовлетворить чтением. Родители должны разговаривать и друг с другом и с детьми о чём-то ином, помимо быта: о красоте природы, устройстве мироздания, об истории своей страны, тонкости человеческих отношений… К сожалению, многие папы и мамы сегодня слишком заняты зарабатыванием денег, а любовь к детям выражается у них чаще всего в виде материальной заботы. Разговаривать на отвлечённые темы некогда, да уже и непонятно зачем. Появилась мода оставлять маленьких детей наедине с мультиками и аудио-сказками (лишь бы не вертелись под ногами). А от необходимости общения с подросшим чадом избавляет компьютер с Интернетом. И происходят страшные вещи: дефицит родительского общения оборачивается в итоге не только нелюбовью к чтению, но и нелюбовью к людям, к природе, к Родине… Может быть, ситуацию исправит школа? Ведь ещё Я.А.Каменский писал: «Если человек не нашёл в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушёл в жизнь с пустой душой». С ребёнком из дома, где не читают, учителю очень непросто. Сможет ли он приобщить его к миру книг? Не знаю. Ведь учитель сегодня работает «не благодаря, а вопреки» тому, что происходит в обществе. И не просто работает – сражается за детские души с мощнейшим врагом, который был когда-то самым верным союзником в деле воспитания. Имя ему – средства массовой информации. Что же делать учителю в этой ситуации? Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг – задача не только школы (не справиться ей одной!), а всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и национальной мощи страны. Нужно объединить наши общие усилия в возрождении моды на чтение. Читающая семья и домашняя библиотека – главный фактор, стимулирующий чтение. Следовательно, первоочередная задача учителя – работа с родителями. Многие из современных детей искренне не понимают, зачем читать. Поэтому необходимо рассказывать им о ценности чтения, об актуальности классики, показывать связь чтения с успехами в учёбе и других делах. Для чего нужна книга? Какие книги выбирать для чтения? Как надо читать? Эти, простые, на первый взгляд, вопросы требуют самого серьёзного обсуждения. Не секрет, что многие подростки плохо читают. О какой любви к книге можно говорить в этом случае?! Ведь ребёнок видит за буквами и словами образы и реагирует на них только тогда, когда его техника чтения доведена до автоматизма. Значит, надо продолжать работу над техникой чтения в среднем звене, использовать, например, жужжащее чтение или другие методические приёмы. Ключ к эстетическому восприятию художественного произведения, его пониманию – прослушивание мастеров декламации, чтение выразительное дома, на уроках, конкурсах чтецов… Творческое рассказывание, обсуждение прочитанной также способны «заразить» чтением… К сожалению, районные конкурсы чтецов прозы и поэзии ( участвовали школьники 5-11классов) в последние 2 гола уступили место конкурсу юных чтецов «Живая классика». А как бы хотелось дать возможность выступить на сцене и школьникам старшим! Учителя литературы по-прежнему используют все возможности приошения Литературное творчество детей, экскурсии по местам жизни писателей, инсценирование художественных произведений, посещение театров, литературные викторины, конференции… Способов по приобщению детей к чтению, наверное, столько же, сколько детей. Важно понимать главное: никому ещё от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые (родители, учителя, библиотекари, работники культуры, общественные деятели, волонтёры, наконец), которые сумеют показать ребёнку дорогу к большому книжному богатству. Заставить ребёнка читать насильно нельзя. Он сам выбирает: не читать или читать. Это ставит его перед выбором более важным: погрязнуть в потребительстве (а ведь общество потребления – это общество истребления!) и безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать её вперёд. Наша задача – помочь ему сделать правильный выбор. Непрочитанность целого пласта книг, а многие надо «прожить» именно в детстве, чревата тем, что взрослые люди разных поколений перестают понимать друг друга. Нет общего языка и культурного опыта. А это очень опасно: рвётся «связь времён»! Человеку свойственно передавать по наследству потомству культуру: сказки, песни, образ мыслей, картину мира. И очень хочется, чтобы наши дети несли в себе наши гены и нашу культуру. Культура, как известно, не имеет границ, но она имеет корни. Захочет ли следующее поколение сохранять суверенитет страны, её корни? Это, уважаемые коллеги, зависит и от нас с вами. Учитель русского
языка и литературы
И снова о самом важном: «Чтение-лучшее учение»- взволнованно говорили учителя словесности на круглом столе, посвящённом обсуждению проблемы «Приобщение школьников к чтению художественной литературы 22 октября 2013г. «Здесь иногда рождаются цунами/ И рушат всё в душе и в голове!- стихи Вл.Высоцкого как предвиденье того, что происходит сейчас в современном обществе под влиянием процесса глобализации и ловли человеческих душ в умело расставленные сети Всемирной паутины под названием «Интернет». Плоды «отхода» значительной части учащейся молодёжи от чтения пожинают не только учителя литературы, но и все участники образовательного процесса, общество и государство в целом. Участники семинара прослушали, посмотрели замечательную медиапрезентацию по произведению Вл.Высоцкого «Баллада о борьбе». подготовленную Е.А.Веселовой. Победило то поколение в ВО войне, которое в детстве читало нужные книги. Учитель гимназии г.Раменское, двоекратный победитель ПНПО Машкова Л.Н. поделилась коллегами своим богатым опытом привлечения детей к художественной литературе: это встречи с интересными людьми (писателями, журналистами), постоянные поездки в Михайловское и другие пушкинские места, активное участие в жизни литературного заповедника, читательские конференции. Учитель словесности Речицкой школы, победитель ПНПО, к.п.н. Балашова С.Е. сетовала на низкий культурный уровень большинства семей, формирующих отношение к книге своих детей, поделилась опытом приобщения обучаемых к наблюдениям над лексическим повтором в тексте, что позволяет глубоко понять идейное содержание произведения. Её сообщение вызвало живейший интерес у коллег. Учитель Дергаевской школы №23 Краснова С.В. поделилась опытом жужжащего чтения, который одно время применялся в начальной и основной школе на уроках всех предметов, а потом был забыт. Учитель работала в соавторстве с к.п.н Соболевой над исследованием «Чтение с увлечением» (См.Интернет Электронная версия книги Соболева А.Е., Краснова С,В, «Чтение с увлечением». М,» ЭКСМО», 2009) Поиск путей возвращения к её величеству КНИГЕ продолжается. И на этом пути не обойтись без мониторинга. В октябре восьмиклассники Раменского района выполняли диагностическую работу по смысловому анализу притчи. Результаты свидетельствуют только об удовлетворительном уровне грамотности чтения. В связи с этим - Советы, напоминания и рекомендации: 1. Помнить, что, обучая детей глубокому, осмысленному чтению, мы воспитываем Читателя, мыслителя и гражданина, высоконравственную Личность, а не биоробота, гедониста и эгоиста. 2. Постараться не искать оправдания, что в учебнике такого-то класса этого нет, это было ещё в 5-6 кл. 3. На уроках русского языка и литературы всегда есть возможность обратиться к малым жанрам литературы, светлым и мудрым. Программой по литературе для общеобразовательной школы под редакцией В.Я.Коровиной 2006г. предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе. А басни? А библейские притчи? А пословицы? Разве они не заставляют нас постоянно обращаться к мудрости наших предков? Вести беседу о специфике малых фольклорных и литературных жанров? Притчевое начало всегда жило и живёт в литературе и зарубежной, и нашей русской, и в литературе народов России. Без понимания этого начала невозможно понять глубину многих произведений. Вспомните «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, «Матрёнин двор» А.Солженицына, «Маленький принц» А Экзюпери», «Плаху» Ч.Айтматова, многие рассказы А.П.Чехова, рассказы Л.Н.Толстого, рассказы И.Бунина, в частности, «Господин из Сан-Франциска», произведения Рея Бредбери, Ричарда Баха, современные произведения Т.Толстой, Ю.Кима ... 4. Учитывая возрастные особенности подростков, активный период формирования их жизненных ценностей, предстоящее изучение литературы в старших классах, формирование Читателя, именно в 8-ом классе необходимо провести урок(и) внеклассного чтения (урок-исследование, урок-семинар и др.формы. 2ч.), посвящённый жанру притчи на основе сравнения с пословицей, сказкой, басней. 5. Сейчас 2013г. Но древнейший жанр притчи активно востребован современным литературным процессом. Почему? Кризисное состояние современного сознания пророчески угадывал ещё философ Сергий Булгаков: «Вся лавина современного многознания …как будто засыпала русло человеческой линии...Сумерки мысли при обилии знаний…» Сложился дефицит цельности, понимания, агрессия хаоса в современном культурном космосе, почва уходит из-под ног… Чтобы обрести равновесие, мы вновь обращаемся к мудрости притч, разгадываем их тайный смысл, тренируем свои мыслительные способности…Притчи входят в содержание учебных пособий нового поколения. 6. Необходимо при обращении к тексту на уроках русского языка и литературы обращать внимание на функцию художественных средств языка, поиск ключевого слова. «Созвучья слова не случайны! Пусть связь речений далека, В ней неразгаданная тайна всегда живого языка». (В.Брюсов). Даже учащиеся старших классов только перечисляют названия литературоведческих терминов, не задумываясь об их роли в идейно-художественной структуре текста. Как быть? Учить на образцах? Предлагать задание на исследование функции только одного какого-то художественного средства выразительности «сильным ученикам? Провести урок-исследование? 7. Особое внимание уделить метафоре как средству оптимизации понимания художественного текста. Если метафора раньше выводилась за рамки познавательной функции языка, то теперь она стала неотъемлемой частью исследования текста, а также познавательного процесса самых разных форм человеческого мышления. В исследование метафоры вовлекаются разные области знания: о метафоре пишут лингвисты, литературоведы, философы, культурологи, психологи, социологи, историки науки, искусствоведы и даже врачи. Почему? Задайте детям это вопрос. Проведите урок-исследование, посвящённый метафоре. Это и будет развивающее обучение. Метафор стала главенствующим тропом, она поглотила все остальные риторические фигуры. Осмысление и анализ функция метафоры , умелое использование выбранных фрагментов из текста в качестве иллюстрации на уроках позволяет увеличить творческие способности учеников, повысить эффективность работы учителя, создать творческую дискуссию на уроке. Метафора-феномен творческого мышления! Просто необходимо провести урок-исследование «Учимся видеть метафору». 8. И самое главное - постараться, чтобы уроки литературы не вызывали чувства тоски и ненависти, ведь уроки литературы – дают ядро знания о человеке и Совести. 9.Чтение и освоение содержания и логики текста формируют интеллектуально-речевые умения школьника, что является самым важным в формировании познавательных УУД, получении метапредметных результатов обучения по всем предметам. «Обучение письменной речи следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребёнку, письмо должно быть вызвано жизненной необходимостью, должно быть вызвано естественной потребностью...», -писал Л.С.Выготский. Теперь появилась жизненная необходимость – выдержать итоговую аттестацию в письменной форме, а прежде научиться читать и понимать задания, первичные тексты. Обучение чтению и письменной речи должно идти не только на уроках русского языка Забота о совершенствовании интеллектуально-речевых умений школьников – общая забота педколлектива. Интеллектуально-речевая культура ученика понимается как культура познавательной деятельности, предполагает развитие познавательных мотивов и интересов, формирование ценностного отношения к знаниям, овладение рациональными способами и приёмами восприятия учебно-научного текста, переработки и самостоятельного использования полученной информации, а также адекватного речевого оформления собственного выказывания с учётом требований определённого стиля речи. Без привития учащимся интеллектуально-речевых умений невозможно видеть в них субъектов учебной деятельности, как того требуют стандарты второго поколения, которые вводятся и в основную школу с сентября 2015г. 10. Провести повторную диагностическую работу по литературе в 8-х классах в апреле 2014г. Ноябрь 2013г. Методист З.М Данильцева З.М.
02.09.2013 – 11.10.2013 В соответствии с письмом Министерства образования Московской области № 11015-070/07 от 30.08.2013, в Раменском муниципальном районе проводился школьно – муниципальный этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвящённого 20-летию Конституции РФ по пяти номинациям: 1) конкурс рисунков и плакатов: «Конституция глазами детей», «Я и Конституция моей страны» - учащиеся 1-4-х классов и их родители (законные представители). 2) конкурс рассказов: «Мы - граждане Российской Федерации», «Конституция РФ: права и обязанности граждан РФ» - учащиеся 5-7 классов; 3) конкурс сочинений: «История Конституции – основа демократии России» - учащиеся 8-9 классов; 4) конкурс ученических проектов: Конституция России – путь к правовому государству» - учащиеся 10-11-х классов; 5) конкурс методических разработок по изучению Конституции России – педагогические кадры. В конкурсе приняли участие образовательные учреждения: СОШ №5, СОШ №21, Ново-Харитоновская СОШ №10, Удельнинская гимназия, Власовская СОШ №13, Удельнинская СОШ № 34, Дергаевская СОШ № 23, Кратовская СОШ № 28, гимназия г. Раменское. Победителями и призёрами конкурса стали:
Работы победителей и призёров конкурса были направлены в Московский государственный областной университет для участия в региональном этапе.
|