Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя»

 

 

   Главная

   О центре

   Новости

   Учебный отдел

   Методический отдел

   Информационно-технический отдел

   Лаборатория инноваций

   Наша новая школа

   Год учителя

   Нормативные документы

   Олимпиады и творческие конкурсы

   ЕГЭ

   ФГОС

Переход на БУП 2004 года

   Конкурс "Педагог года"

   Приоритетный национальный проект "Образование"

  Страничка директора ОУ

   Страничка заместителя директора по УВР

   Наши издания

 

 

Наумова Тамара Андреевна, учитель иностранного языка Рраменской гимназии № 2
Праздник «День Святого Валентина»

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №13.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №8.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №7.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №5.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №4.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №3.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №2.

Научно-методический журнал МОУ МЦ "Современное образование" №1.

 

Итоги и перспективы построения  инновационных сетей

в образовательном пространстве

Раменского  муниципального района  Московской области.

                                                                           Л.А.Павлова – директор МОУ МЦ

                                                                                                  «Раменский дом  учителя»,

                                                                                     Почётный работник образования РФ

 

      Стремительные изменения в обществе, новые социально-политические ориентиры в развитии России, в её социокультурной сфере, небывалая ранее открытость общества, его быстрая информатизация и маркетинизация обусловили кардинальные изменения в требованиях государства и общества к образованию, и особенно к его качеству. Стабильность результативного функционирования и способность к дальнейшему развитию системы образования определяется, в конечном счёте, адекватным социальным запросам на образование уровню профессиональной компетентности организаторов образования и педагогов. В этих целях «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и  «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы»

обозначили основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации развития образовательной политики на всех уровнях управления образованием. Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа» инициированный Президентом Российской Федерации Д.В.Медвединым, представляет собой, по сути, инновационный подход к достижению целей, поставленных в перечисленных выше документах. Его инновационность заключается в том, что относительно краткосрочная реализация первого этапа данного проекта перерастает в долгосрочные системные изменения, затрагивающие все основные направления развития отечественной системы образования и на всех её уровнях, включая муниципальный.

В этой связи следует отметить, что тенденции развития муниципальной системы образования Раменского района Московской области (далее - МСО), т.е. её перехода в качественно новое состояние, может характеризоваться, по крайней мере, двумя основными аспектами:

а) изменение инновационно-содержательного направления деятельности, связанное с модернизацией содержания самого образовательного процесса (собственно-педагогическая инновационная деятельность, обновление программно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса);

б) появление инновационно-организационной составляющей инновационной деятельности МСО, реализуемая как совокупность изменений структурно-функционального состава деятельности самих образовательных учреждений и управления их деятельностью в новых условиях, связанных с её модернизацией.

В данной статье рассматривается как раз вторая, инновационно-организационная составляющая инновационной по сути деятельности субъектов управления МСО по управлению инновационной деятельностью  (далее – ИД) муниципальных образовательных учреждений.

Очевидная необходимость системных инновационных изменений ставит принципиально новые цели и задачи перед субъектами управления и школьного и муниципального уровней, у них возникают новые функции, качественное исполнение которых требует их дополнительной подготовки. 

К числу практических затруднений (проблем), возникающих у руководителей образовательных учреждений и выявленных в ходе анкетирования, проведенного нами в 2002 году, можно отнести  следующие:

- организация и  научно–методическое сопровождение инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении;

- подготовка и мотивация педагогов к освоению и внедрению передового опыта в образовательную практику;

- создание необходимой  материально-технической базы для описания, оформления и распространения (тиражирования) опыта ИД.

У работников управления образованием муниципального уровня  также возникли организационные трудности, связанные  с необходимостью управления процессами развития, протекающими в ряде образовательных учреждений района:

-  разработка содержания и процедур проведения экспертной оценки результатов инновационной деятельности муниципальных ОУ, в том числе и в первую очередь, муниципальных экспериментальных площадок;

- разработка форм, методов и средств изучения, обобщения и освоения позитивных результатов ИД МОУ и механизмов  их распространения  в традиционные образовательные учреждения района, работающие в режиме функционирования;

- выявление и оптимизация условий эффективного использования наиболее  актуальных для развития муниципальной системы образования продуктов ИД МОУ;         

         - поиск новых способов финансирования и нормативно-правового обеспечения инновационных процессов

- разработка и внедрение дополнительных элементов инфраструктуры ОУ, осуществляющих инновационную деятельность

Для преодоления указанных затруднений с 2003 учебного года в  муниципальной системе образования (МСО) Раменского района  Московской области осуществлён запуск инновационных сетей (ИС).

Инновационная сеть, как её понимает Ю.В.Громыко, — форма работы по освоению нового содержания образования и новых технологий образования. В ходе экспериментальной деятельности, проводимой им и его последователями[1], было сформировано представление об устройстве экспериментальной системы развития практики образования. Структуру этой практики образуют экспериментальные площадки (ЭП), работающие по конкретным направлениям экспериментальной деятельности, и инновационные сети, возникающие вокруг одной или нескольких ЭП, обеспечивающих освоение учреждениями образования (в постоянном взаимодействии с коллективами ЭП) образцов новой образовательной практики.

Как известно, ядром ИС является школа – лаборатория (Ш-Л), вокруг которой объединяются учителя и руководители  образовательных учреждений (ОУ), заинтересованные в изучении и освоении готового к использованию инновационного продукта, т.е. апробированного, технологично описанного результата экспериментальной работы Ш-Л.

В состав инновационной сети включаются ОУ, педагогические коллективы которых заинтересованы в освоении образцов новой педагогической деятельности, новых программ, учебников и новых методик, предложенных коллективами РЭП. В итоге образуется инновационно-коммуникативная сеть, которая  обеспечивает взаимодействие педагогов, а также разрабатывает и организует специальные мероприятия, позволяющие выявлять уровень развития учащихся в конкретной предметной или общегуманитарной области. Одно и то же учреждение может входить в структуру нескольких инновационно-коммуникативных сетей, последовательно обновляя разные направления своей деятельности. Именно инновационные сети могут определять важнейшие направления устойчивого самоподдерживающегося развития практики образования.

В 2003 году  на базе 8-ми  районных экспериментальных площадок (РЭП), завершивших эксперимент и получивших значимые для развития  МСО результаты и статус «Школа-лаборатория», открыты и успешно функционируют инновационные сети, объединившие вокруг себя более 1200   педагогов  и руководителей образовательных учреждений Раменского района. Приведем их перечень.

№ п/п 

Название ОУ

                             Тема

год запуска

1.

МОУ Раменская гимназия

«Освоение содержания образования повышенного уровня сложности. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения».

2003

2.

МОУ гимназия №2

«Работа педколлектива по формированию общеучебных умений и навыков (ключевых компетентностей) обучающихся».

2003

3.

МОУ Удельнинская гимназия №33

«Педагогическая диагностика и мониторинг качества обучения».

2003

4.

МОУ Раменская СОШ  №21

«Развитие социальной и творческой одаренности обучающихся».

2003

5.

МОУ прогимназия №48

«Технология создания воспитательной системы ОУ».

2003

6.

Дошкольное образовательное учреждение

№ 60

«Художественно – эстетическое воспитание  детей средствами народной культуры».

2003

7.

МОУ  Ново-Харитоновская СОШ №10

«Школа личностно ориентированного образования полного  дня»;

2005

8.

МОУ СОШ№ 34 п. Удельная

« Создание модели гуманитарной школы».

2006

9.

МОУ Быковская СОШ №15

«Применение в УВП школы технологий дистанционного обучения».

2007

  

Открыв школы-лаборатории на базе РЭП, мы, по сути дела, ответили на очень важные, волнующие всех руководителей ОУ,  вопросы:

1.     Что делать дальше, когда эксперимент  в образовательном учреждении завершен?

2.     Как сохранить районным экспериментальным площадкам  дополнительное финансирование?

3.     Как полученные положительные результаты экспериментальной работы сделать достоянием других педагогов района?

В организационную структуру инновационных сетей в качестве консультантов могут быть включены видные учёные в данной области знаний, университеты, научно-исследовательские институты. Кроме того, для правильной организации деятельности ИС в её составе обязательно должен быть создан небольшой (локальный) методический центр, работающий в интересах всей сети (планирующий мероприятия, разрабатывающий методики, подготавливающий оформление результатов, полученных на ЭП в виде рукописей учебников и т. д.). В целях осуществления научно-методической поддержки этого эксперимента при районном методическом центре была создана Лаборатория инновационной деятельности, руководителем которой стала к.п.н., профессор ФИРО  Сергеева Т.А. При её непосредственном участии был разработан и апробирован пакет нормативных документов,  регламентирующих запуск и функционирование школ-лабораторий и  инновационных сетей.

 Механизм «запуска» школ-лабораторий представляет собой следующую совокупность шагов-этапов:

 Первый шаг  –  это презентация школы-лаборатории на августовском совещании, информирование руководителей ОУ об имеющихся или планируемых инновационных продуктах.

Второй шаг – накопление и систематизация заявок от муниципальных ОУ на получение инновационного продукта.

Третий шаг – планирование обучающих семинаров и подготовка документов на открытие школ-лабораторий;

Четвёртый шаг – осуществление инновационной деятельности ОУ, направивших заявки на базе школы-лаборатории, в соответствии с предварительно разработанными планами и программами;

Пятый шаг  – зачётная работа по итогам учебы, которая оформляется в виде проекта;

Шестой шаг – рефлексия, подведение итогов работы.

Следует отметить, что особые трудности возникают на шестом этапе: не всем организаторам  ИД удается провести рефлексию полученных результатов и подготовить проекты, которые будут реализованы затем в образовательных учреждениях. В решении этой проблемы на помощь приходят учёные и методисты.

Седьмой шаг  – мониторинг внедрения инновационного продукта: наблюдения за  результатами работы ИС и методическая поддержка педагогов, внедряющих в свою профессиональную деятельность знания, полученные в процессе учебы в школе – лаборатории. Эту работу осуществляют руководители школ-лабораторий и методисты районного методического центра.

Финансовая поддержка эксперимента осуществлялась при содействии Комитета по образованию  Раменского муниципального района, возглавляемого Н.Н.Желтухиной, по трёхканальной схеме:

I часть – это муниципальный бюджет. Руководители инновационных учреждений, имеющих статус Школа-лаборатория, имеют надбавку к заработной плате  20 - 50% .

Педагоги за активное участие в опытно-экспериментальной работе и инновационной деятельности   - от15% до 30%.

Труд педагогов-новаторов, которые проводят районные  практические семинары по плану школы–лаборатории, транслируя результаты инновационной деятельности,  оплачивается согласно смете расходов по трудовому соглашению из средств, предусмотренных на повышение квалификации  педагогов.

II часть – это региональный бюджет. Участие образовательных учреждений в  Целевых областных Программах  развития образования  позволило получить средства, на которые было приобретено современное оборудование и оплачен труд участников проекта. 100% школ-лабораторий являются победителями  различных конкурсов и программ, имеют гранты муниципального, областного и федерального уровня.

III часть – это хозрасчетная деятельность школ-лабораторий. Образовательные учреждения  в соответствии со своими уставами  могут проводить обучающие семинары для представителей других регионов, педагогов и управленцев, если есть такой заказ. Эта услуга платная.

Анализ результатов управления инновационной деятельностью образовательных учреждений Раменского района показывает следующее:

1. Деятельность школ-лабораторий осуществлялась в 3-х направлениях:

I направление – создание постоянных групп слушателей, которые работали по предложенным темам. Так занимались учителя физики, биологии на базе Раменской гимназии, вожатые и заместители директоров по воспитательной работе на базе Прогимназии №48, учителя начальных классов на базе Удельнинской гимназии, воспитатели - на базе ДОУ №60, учителя начальной школы, русского языка и литературы, физики, истории на базе гимназии №2, учителя русского языка на базе Удельнинской СОШ №34, учителя начальных классов, информатики на базе Быковской СОШ №15.

II направление – это проведение практических  семинаров  для руководителей ОУ с целью включения их в работу ИС путём ознакомления с проблемой и способами её решения, овладения новой терминологией, разъяснения, каков ожидается результат от участия в проекте  и какова их роль в этой работе.

 Такие семинары были проведены на базе всех школ-лабораторий.

III направление  - проведение индивидуальных консультаций для педагогов, внедряющих инновации в практику своих образовательных учреждений. На этом этапе с  учителем работают методисты районного Методического центра, которые могут оказать квалифицированную помощь в  освоении инноваций с учётом особенностей каждого образовательного учреждения.

С помощью анкетирования и наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов выявляются трудности в освоении инновационного продукта, вносятся коррективы, отрабатываются методики, совершенствуется полученный материал и адаптируется для данного образовательного учреждения.

         2. Работа инновационных сетей в Раменском районе наглядно продемонстрировала их практическую значимость и перспективность. Более 2000 педагогов  района повысили свою квалификацию и применяют полученные знания в практической деятельности.  Повышение качества профессиональной педагогической деятельности обеспечивается работой по выявлению, систематизации и передаче  опыта педагогами-практиками, многие из которых работают в сходных условиях и хорошо понимают затруднения своих коллег.

3. Школы-лаборатории, 13 муниципальных образовательных учреждений   и 80  педагогов стали победителями конкурсов, проводимых в рамках реализации  Приоритетного Национального Проекта  «Образование». И это не случайно: они  были готовы к участию в  ПНПО, так как научились представлять результаты своего труда и уже имели оформленный, технологизированный и апробированный  инновационный продукт, полученный опытно-экспериментальным  путём.

4. Масштаб экспериментальной работы по управлению инновационной деятельностью муниципальных образовательных учреждений расширился до зонального уровня. С 2006-07 учебного года школы-победители работают в режиме Ресурсных центров по распространению и внедрению  инновационного опыта лучших учителей и классных руководителей в практику образовательных учреждений Раменского и соседних с ним муниципальных районов. Методический центр Раменского района выступает организатором и координатором работы Юго-восточной зоны Подмосковья, куда входят 10 муниципальных образований: Раменского, Воскресенского, Люберецкого, Шатурского районов; городов Жуковский, Котельники, Лыткарино, Дзержинский, Рошаль, Бронницы. Школы-лаборатории Раменского района транслируют свой инновационный опыт в рамках зонального взаимодействия.

5. Деятельность районных школ-лабораторий  способствует развитию одного из перспективных направлений работы муниципальной методической службы, а именно: переходу деятельности методических объединений от предметных к проблемным.

6. За последние годы многим педагогам района удалось решить проблемы перехода на новое содержание образования, успешно освоить практику введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, подготовку выпускников общеобразовательных школ к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, освоить современные  педагогические технологии, обеспечивающие более успешное освоение обучающимися  общеучебных умений и навыков, овладение ключевыми компетентностями, изучить и внедрить в практику работы школ методы диагностики и оценки качества образовательного процесса.

Руководители школ подготовили Программы развития образовательных учреждений, Публичные отчеты,  провели работу по созданию Управляющих Советов в своих образовательных учреждениях, начали работу по созданию сайтов и размещению материалов, отражающих результаты инновационной деятельности в Интернете. 

Однако не все задуманное  в реализации проекта «Инновационные сети» получилось:

·        существуют затруднения в налаживании взаимодействия образовательных учреждений-участников ИС по освоению нового;

·        необходимо создать межшкольные профессиональные объединения педагогов, работающих над одной проблемой и организовать тесное взаимодействие между ними.

·         педагоги испытывают затруднения в технологизации собственного новаторского опыта,  без подготовки описать и тем более технологизировать применяемые методики и систему работы педагогам трудно.

Участие в работе над проектом «Инновационные сети Раменского района»  позволило Раменскому муниципальному методическому центру  увидеть не только проблемы, над которыми предстоит работать,  но и перспективы развития муниципальной методической службы.

Сегодня мы понимаем, что реализация проекта инновационных сетей определяет одно из ведущих направлений нашей работы,  которая консолидирует силы большинства педагогов и руководителей – это стремление преодолеть рамки традиций и обратиться к освоению образовательных инноваций, как средству осмысления и осуществления новых подходов в профессиональной  деятельности. Это подразумевает создание целостной системы научно-методической работы с кадрами и коллективами, переходящими на  инновационный режим.

Таким образом, реализация проекта по созданию и организационно-технологическому обеспечению функционирования инновационных сетей, в конечном итоге приведёт к существенному повышению эффективности и качества образовательной деятельности. Для Раменского района это  очень актуально, т.к. его образовательные учреждения  второй год работают над реализацией Комплексного проекта модернизации образования Московской области (далее - КПМО МО), внедрение которого осуществляется через организацию и управление деятельностью школ-лабораторий, функционирующих в составе инновационных сетей по направлениям КПМО МО:

 1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ)

 2. Введение нормативного подушевого финансирования ОУ (ПФ).

 3. Развитие  системы оценки качества образования (СОКО).

 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений (Сеть).

 5. Расширение общественного участия в управлении образованием (ГОУ).

 6. Применение электронного мониторинга в УВП (ЭМ).

Кроме того, на базе Раменского Методического центра по заданию Академии социального управления Министерства образования Московской области с октября 2008 года началось  обучение школьных команд модернизации образования из 110 школ 5-ти муниципальных образований Юго-Восточного Подмосковья.

В состав школьных команд вошли руководители ОУ, представители Управляющих Советов школ, педагоги, работники бухгалтерии, экономисты, специалисты по ИКТ, родительская общественность.  Ожидаемый результат – подготовка  школьной команды к обеспечению участия школы в КПМО, во всех направлениях и задачах КПМО, размещение на сайтах школ материалов, отражающих развитие школы по всем направлениям проекта.

В перспективе нашей работы – создание зонального Ресурсного центра по освоению  новой практики образования и  внедрению конкретных проектов, составляющих программу развития образования Раменского района и Московской области. 


[1] Экспериментальное образовательное пространство города Москвы // Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005, С.21-22.

 

 

rss
Карта