Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя»

 

  

   Главная

   О центре

   Новости

   Учебный отдел

   Методический отдел

   Информационно-технический отдел

   Лаборатория
инноваций

   Наша новая школа

   Год учителя

   Нормативные документы

   Олимпиады и творческие конкурсы

   ЕГЭ

   ФГОС

Переход на БУП 2004 года

   Конкурс "Педагог года"

   Приоритетный национальный проект "Образование"

  Страничка директора ОУ

Страничка заместителя директора по УВР

   Наши издания

 

 

 

 

 

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета "Физика"

Программы и учебники по математике, информатике и физике.

Урок математики СОШ №23.

План работы РМО учителей математики  и физики на 2013-2014 учебный год

Кузнецова С.В. Проектная деятельность на уроках физики.

Методическое письмо о преподавании учебного предмета "Математика"

Из опыта работы Митигулиной Г.Р.

Презентация "Знакомство с комплектом оборудования "ГИА-лаборатория""

Итоги экзаменов по математике в 2013 г.

Применение информационных технологий во внеурочной деятельности .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

21 августа 2013 года в МОУ МЦ «Раменский дом учителя» состоялся круглый стол по вопросу «Изучение и реализация проекта Концепции развития математического образования». В обсуждении приняли участие 25 педагогов из 16 учебных заведений района. 

Цель Концепции -  повышение качества общего и профессионального образования, уровня массовой математической культуры,  эффективности в использовании математических методов.

 Изменение взглядов на математическое образование, усиление его общеобразовательной роли, пополнение его содержания новыми современными идеями и методами неизбежно требуют и изменение роли учителя. А. В. Мойсенко  пишет: "Специфика работы учителя математики состоит в том, что он несет на себе математическую культуру, в которой отразилась вся история развития человеческой культуры … Для учителя математики в отличие от других предметников способы мыследеятельности являются не просто необходимым и желательным фактом его собственного развития, но и непосредственно содержанием и предметом его работы с детьми".
Таким образом, первое, с чего надо начинать свою деятельность учителю математики - это формирование идеи, концепции своей собственной педагогической работы с конкретными учениками, учитывающей их возрастные интеллектуальные особенности и включающей в себя как механизм формирования мотивации совместной деятельности, так и конкретные способы, приемы и методы мышления и деятельности, которые учитель считает содержательным для себя и данных учащихся, а также тот математический материал, на котором возможно их формирование. Это важная задача для РМО и ШМО.
Для того, чтобы учитель был готов к такого рода деятельности, ему необходимо  иметь опыт активной математической деятельности. Вот почему мы считаем важным выполнение студентами-математиками полноценной научно-исследовательской работы прежде всего в области математики, на что обращается внимание в Концепции.
"… если учитель сам никогда не занимался творческой работой …, то как сможет он вдохновлять, руководить, помогать или даже просто регистрировать творческую активность своих учеников? ".
В современных условиях нельзя требовать, чтобы учитель занимался исследовательской работой в области математики. Однако,  в работе РМО можно предложить систему предметных семинаров, углубляющих какой-то раздел школьной математики, причем работа  этих семинаров должна быть организована через процесс решения задач. В результате такой работы у учителя может быть набран материал для спецкурса, факультатива, или разработана методика руководства исследовательской деятельностью учащихся в данной области математики. В последствии к работе в таких семинаров можно привлекать студентов, аспирантов и учащихся. Таким образом, мы получаем вертикаль: ученый - учитель - студент - ученик. Подобный опыт в нашем районе имеется. Секцией Юный математик в Школе одаренных детей руководит студентка МГУ Тугова Екатерина. Аналогичные проблемные семинары можно создавать и по вопросам дидактики математики. В них объединяются группы учителей, психологов, а может быть и математиков, интересующихся конкретной темой. Темы таких семинаров могут быть непосредственно связаны с перестройкой математического образования и помогать учителю в организации опытно-экспериментальной работы, перестройкой учебных планов и программ, разработке новых программ и их обеспечением. Например, семинар для учителей начальной школы по разработке содержания и технологии курса "Нестандартные задачи". По результатам такого рода деятельности можно проводить научно-методические конференции, на которых будут выступать ученые, учителя, студенты, ученики.
Анализ такого важного вопроса невозможен и  без учета мнения психологов. Так, В.А. Крутецкий, И.С. Якиманская, исследуя закономерности мышления, пришли к выводу, что лишь половина школьников имеют аналитический тип мышления, а другая половина – геометрический. Соответственно, тип мышления определяет и интерес, и способности к изучению либо абстрактного аналитического материала, либо образного геометрического. Именно поэтому при отборе математического материала, при делении его на блоки нельзя допускать большого преобладания как абстрактного материала над образным, так и образного над абстрактным.

Таким образом, в результате работы Круглого стола учителя математики высказали следующие предложения:

- Для реализации Концепции математического образования  требуется наличие соответствующего учебного времени. Многие проблемы современного школьного математического образования  в  значительной степени вызываются многолетним постоянным уменьшением числа часов на изучение математики. 

- Ключевым элементом системы математического образования является математик – педагог, который  обладает математической моделью деятельности, что предполагает умение решать новые математические задачи в соответствующих областях.  Построение обучения вокруг деятельности:  учащиеся должны решать новые для себя задачи, студенты – математики – исследовательские задачи, будущие педагоги - олимпиадные и связанные с обучением разных школьников, студенты-экономисты или инженеры – задачи в прикладных областях. Должна возрасти роль реальной математики, которая должна строиться вокруг практической деятельности.   

  - Важным элементом, поддерживающим интерес к математике, формирующий мотивацию учащихся,  обеспечивающий выявление наиболее перспективных учащихся являются математические турниры, соревнования, олимпиады школьников. Необходимым условием участия в этих мероприятиях является систематическая работа с учащимися, проявляющими интерес к предмету математики, на школьном уровне.  

- Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе, оснащение кабинетов математики новым оборудованием, использование цифровых технологий и математической информатики.   

- Организация проведения промежуточной аттестации  в 4 и 6 классах. 

- Повышение открытости математического образования, информированности педагогов о новом в содержании и подходов к преподаванию предмета.  

- Организация курсов повышения квалификации учителей математики по работе для работы в математических информационных средах.

Практико-обучающий семинар  по теме: « Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе»

Место проведения: Гимназия г.  Раменское

 Дата проведения: 10 .12.2012г.

Присутствовали 47 учителей математики из26ОУ.

Теоритическая часть семинара: выступление Климкиной С.Н.  «Реализация ФГОС второго поколения на уроках математики  в основной школе в гимназии»;  Фроловой Г.В. «Организация внеурочной деятельности по математике»; Дворкиной Н.Ф. и Королевой Е.А. «Формы организации внеурочных занятий в пятых классах»

Практическая часть семинара: открытые уроки в 5а классе, учитель Дворкина Н.Ф. и в 5г классе, учитель Королёва Е.А.

 Учителя получили раздаточный материал, в которых находились  ключевые понятия - универсальные учебные действия,  технологические карты открытых уроков. На круглом столе подвели итоги и ответили на вопросы участников семинара. Главная цель семинара –это увидеть обновление содержания и технологий, систему оценки учебных достижений учащихся и профессиональных достижений учителя достигнута.

 

Урок в 5 классе ведет учитель высшей категории, победитель ПНПО 2011года Королева Е.А.

 

 Учителя математики района изучают опыт работы по новым стандартам в пятом классе

Рекомендуемые курсы для учителей математике, физике, ОБЖ.

№ п\п

Категория слушателей курса

Наименование курса

Количество часов

Вид курса

Кафедры

ОУ Сети

Финансирование Курса

Обобщенные категории

1

Учителя математики образовательных учреждений

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)

72

кафедральный инвариантный учебный модуль

Кафедра математических дисциплин

ГОУ «Педагогическая академия»

бюджет

учитель (преподаватель) математики

2

Учителя и преподаватели-организаторы ОБЖ образовательных учреждений

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя и преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС

72

кафедральный инвариантный учебный модуль

Кафедра комплексной безопасности

ГОУ «Педагогическая академия»

бюджет

учитель (преподаватель) ОБЖ

3

Учителя физики ОУ и СПО, методисты и специалисты органов управления образованием

Преемственность обучения физике в средней школе на основе теоретических обобщений, взаимосвязи эксперимента и моделирования**

72

кафедральный инвариантный учебный модуль

 

ГОУ ВПО МГОУ

бюджет

учитель (преподаватель) физики

 

В Раменской муниципальной системе образования работают
160 учителей математики и 57 учителя физики

   Математика         
  87 –учителя высшей категории;
   46 – учителя первой категории;
   27 – учителя других категорий. 

   Физика
    34 –учителя высшей категории;
     9- учителя первой категории;

    14 – учителя других категорий.

          9 класс ГИА
          Применение арифметической и геометрической прогрессии в экономических задачах 1.
        
 Применение арифметической и геометрической прогрессии в экономических задачах 2.
          Раздаточный материал к уроку Функции и графики
          Сравнение рациональных чисел 6 класс
          ФГОС второго поколения
          Функции и графики 9 класс

Современные требования к программно-методическому обеспечению учебного процесса по математике

В настоящее время в стандартах второго поколения ставится задача формирования компетенций учащегося, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его  компетентности, готовности к дальнейшему обучению. Одним из условий успешного обучения  математике является правильный выбор учебника математики, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. С целью обеспечения должного качества математического образования рекомендуем использовать с учётом преемственных связей следующие учебники и УМК:

класс

5-6

7-9

10-11

Система/предмет

Математика

Математика (алгебра)

Математика (алгебра и начала анализа)

1 система

Виленкин Н.Я.

Макарычев Ю.Н.

Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др(базовый уровень), Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И.(профильный уровень)

2 система

Дорофеев Г.В.

Дорофеев Г.В.

Башмаков М.И.(базовый уровень), Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В.(профильный уровень)

3 система

Мордкович А.Г.- Зубарева И.И.

Мордкович А.Г.

Мордкович А.Г., Смирнова И.М.(базовый уровень), Мордкович А.Г., Семёнов П.В.(профильный уровень)

4 система

Никольский С.М. и др.

Никольский С.М. и др.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н.(базовый и профильный уровни)

 

 

геометрия

геометрия

5 система

 

Погорелов А.В.

Погорелов А.В.(базовый и профильный уровни)

6 система

 

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.( базовый и профильный уровни)

Примечание: 1. 5.6 системы – традиционные учебники. 2,3,4 системы – учебники нового поколения.
При изучении математики на профильном уровне предполагается ведение факультативов, спецкурсов, элективных курсов, ведение практикумов, исследовательских практик, проектной деятельности, что позволит изучать математику на углублённом уровне. В организации предпрофильной подготовки в 9 классе для определения дальнейшего образовательного «маршрута» ученика желательно ведение элективных курсов по математике предметных и интегрированных (математика и информатика, математика и физика и т.п.)

В нашем районе применяются в основном две линии учебников по математике в основной и средней школе: -  1 линия - «Математика, 5-6», авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др ; «Алгебра, 7-9», авторы-составители Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.; « Алгебра и начала анализа, 10-11 класс» авторский коллектив А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын.

  Учебно- методический комплект  «Математика, 5-6», автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. используют педагоги уже не первое десятилетие. Он обеспечивает преемственность курса математики в начальной школе и курса алгебры в 7-9 классах, позволяет осуществлять разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению алгебры и геометрии в старших классах. Учебно - методический комплект имеет программу, учебники, рабочие тетради, контрольные работы, математические диктанты. Учителя используют методические рекомендации, учащимся предлагают математический тренажёр.

Линия учебно - методических комплектов по алгебре для 7-9 класса авторского коллектива Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. состоит из программы, учебников, дидактического материала, тематических тестов, методических рекомендаций, книги для учителя. Учебники содержат теоретический материал, написанный доступно, на высоком методическом уровне, а также систему упражнений, органически связанную с теорией. Приводимые образцы решения задач, пошаговое нарастание сложности заданий, сквозная линия повторения – все это позволяет учащимся успешно овладеть новыми умениями. С 2006 года начат выпуск учебников, в которые включены сведения из статистики и теории вероятностей. Учебники ориентированы на решение задач предпрофильного обучения. Усилена прикладная направленность курса, обновлена тематика текстовых задач, увеличено число задач развивающего характера, включены задания в тестовой форме. В методическом пособии дана полная характеристика содержания и методических особенностей учебников, практические рекомендации по изложению теоретического материала, по использованию различных методических приёмов, по организации работы с упражнениями. В книге для учителя дано примерное тематическое планирование,     разработаны уроки заключительного повторения, самостоятельные и контрольные работы, приведены тексты устных упражнений, включены рекомендации по решению задач письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. Этот УМК используется учителями математики, которым трудно поменять свое мировоззрение на переход к новым учебникам, или нет финансовой возможности у школы  и  у родителей для их приобретения.

Линия учебно - методических комплектов по алгебре и началам математического  анализа для 10-11 класса авторского коллектива А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.) состоит из программы, учебника, электронного приложения к учебнику, дидактических материалов, тематического планирования. Учебник написан на высоком методическом уровне. Основные теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами. Знакомство с начальными понятиями и методами анализа – одна из важных целей курса. Задачи первой части – обязательный уровень усвоения знаний. Для подготовки к контрольной работе в каждой главе есть задачи на повторение. В заключительной главе предложены задачи повышенной трудности. Электронное приложение охватывает всё содержание учебника и включает разделы: тригонометрические функции,  производная и её применение, первообразная и интеграл, показательная и логарифмическая функции, элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики, задачи на повторение. Электронное приложение включает более 800 мультимедиаресурсов разных типов: анимацию, биографии учёных, решения задач, математический словарь со звуковым сопровождением, тестовые задания, интерактивные модели, сведения из истории предмета. Дидактические материалы содержат самостоятельные и контрольные работы, карточки- задания для зачётов, материал для подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы. Самостоятельные работы даны в 10 вариантах. 18 вариантов для повторения и 20 примерных экзаменационных работ. В конце пособия даны ответы к большинству заданий.                                                 

2 линия:  «Математика, 5-6», авторы И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович и др.; «Алгебра, 7-9»; «Алгебра и начала анализа, 10-11» авторского коллектива под руководством А.Г.Мордковича. Учебно- методический комплект  «Математика, 5-6» (авторы: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович и др.) используется тоже в нашем районе. Учителя математики хвалят его, так как его можно применять для преподавания математики детям, обучающимся в начальной школе по любой  из действующих программ. Даный УМК имеет программу, учебники, самостоятельные работы, тесты, рабочие тетради и тетради для контрольных работ, блицопросы. Есть методическое пособие для педагога. Отличительными особенностями учебников являются: реализация проблемного подхода в обучении, высокий уровень наглядности, дифференциация заданий по четырём уровням сложности. Учебники и по содержанию, и по стилю выстроены так, чтобы обеспечить школьникам достаточно мягкий и безболезненный переход к систематическому изучению алгебры и геометрии в 7 классе. При этом предполагается, что курс алгебры будет изучаться по учебникам А.Г. Мордковича.

Учебно-методический комплект «Алгебра, 7-9» и  «Алгебра и начала анализа, 10-11»  авторского коллектива под руководством А.Г.Мордковича, написанный на базовом и профильном уровне, пользуется большой популярностью у учителей математики, родителей и учащихся, так как отличительными особенностями учебников являются доступное изложение материала и большое число подробно решённых примеров.  Приоритет имеет функционально – графическая линия. Инвариантное ядро в учебниках и задачниках состоит из шести направлений: графическое решение уравнений, отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке, преобразование графиков, функциональная символика, кусочные функции, чтение графиков. Учебники «Алгебра и начала анализа, 10-11» (профильный уровень) созданы специально для учащихся физико-математических классов. Учебники можно использовать при работе по тематическим планам, соответствующим 4, 5 и 6 учебным часам в неделю на изучение алгебры и начал анализа. Содержание учебных изданий является логическим продолжением концептуальной линии, лежащей в основе учебников А.Г.Мордковича для 8 и 9 классов  с углублённым изучением математики.

Учебно- методический комплект по геометрии для 7-11 (авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.) написан доступно и интересно. В учебнике сочетаются наглядность и строгая логика изложения материала. Много задач на вычисление, на доказательство, на построение. Рабочие тетради предназначены для работы учащихся на уроке. Задания в них включают большое количество чертежей, помогают легко и быстро усвоить материал, способствуют осознанию учащимися логики рассуждений и  усвоению различных методов решения задач. В дидактические материалы вошли самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, задания различного уровня сложности, задачи повышенной сложности и примерные задачи к экзаменам. Тематические тесты помогают осуществить оперативную проверку знаний и умений учащихся, подготовку к итоговой аттестации. Учебник «Геометрия, 10-11» Л.С Атанасяна и др. может быть использован как в обычных, так и профильных классах. Красочное оформление помогает учащимся лучше усвоить стереометрический материал.   В методическом пособии даны рекомендации по проведению уроков по конкретным темам, а также самостоятельных и контрольных работ. Приводится тематическое планирование, решены наиболее сложные задачи учебника, предложены карточки для устного опроса.

Основные проблемы программно-методического обеспечения:   
Обращаем внимание на включение в стандарты новой для нашей школы содержательно-методической стохастической линии: - элементы теории вероятностей, статистика, комбинаторика, которая органично сочетается с традиционными вопросами курса, существенно усиливает его практическое и прикладное применение. Вопросы по этим темам уже вошли в содержание экзаменационных работ  в итоговой аттестации и вызывают затруднение и у учащихся и у педагогов.  Эти разделы математики появились в учебниках нового поколения, если учитель пользуется  учебниками с 2004 года издания, то к ним надо приобретать дополнительную литературу по стохастической линии.   Важно, чтобы учебники были не старше 2007 года издания. Другая  проблема - при выборе учебников  надо придерживаться избранной системе с учетом преемственных связей. На методическом объединении обсудить, какую систему принять в школе с целью сохранения единого образовательного пространства.  Третья проблема - при выборе программно-методического обеспечения нужно руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в  образовательном процессе и прописать эти системы в образовательной программе школы.              Четвертая проблема - особое внимание обращать на авторов учебников, бывает автор один и тот же в начале списка, а потом другие фамилии, и учебники разные. Обращать внимание на издательство, выпускающее учебник.

 

 

 

rss
Карта